Закрыть
(495) 508 41 55

+1

На Страстном, ТЦ

Спектакль +1 (Плюс один) Евгения Гришковца

 

 

О себе, о счастье, о родине
В этом спектакле Евгений Гришковец успел предстать перед зрителями в одежде полярника, в скафандре космонавта, в образе обитателя рая, но при этом он все-таки сумел остаться самим собой.
После долгой паузы, любимец олигархов, интеллигентов, домохозяек и всех остальных Евгений Гришковец сыграл в премьере своего новейшего моноспектакля. После предыдущего его моноспектакля «Дредноуты» и выхода триумфального рассказа о съеденной собаке прошли годы, из законодателя вкусов талантливой самодеятельности из Кемерово он превратился в известного писателя, важного блогера, очаровательного телеведущего, звезду клубных вечеринок и объекта интересов модной индустрии, которая рада поставлять ему свои новинки: может совсем ничего не делать, только ходи в этой одежде и все!
И почему бы не походить? Евгений Гришковец, сам того не ожидая, вдруг оказался посредником между миром искусства и миром шоу-бизнеса, гламура и масскульта. Он даже несколько лет назад создал спектакль с Александром Цекало «По По», этим доказав, что между эстрадой и драматическим театром нет преград.
В тот момент, когда человек, часто встречающийся на экране, на страницах журнала, в клубах и на книжных полках, решает опять войти в быстро текущую воду театрального искусства, у скептика невольно возникает недоверие. Вполне закономерно ожидаешь, что предстанет перед нами совсем другой Гришковец, с изменившимся сознанием. Уже многих переродили эти медные трубы, модные плащи и глянцевые журналы! Но посмотрев «+1» с облегчением понимаешь, что в новом моноспектакле Евгений остался таким, каким был прежде – внимательным наблюдателем жизни, ироничным комментатором своего богатого внутреннего мира. И сверх того – «+1» может оказаться самым исповедальным его монологом.
«Меня никто не знает». С этой фразы начинается спектакль, и всем скоро становится ясно, что это далеко не лукавство известного артиста, который знаком многим. Потому что речь тут не о многих. Речь идет о самых близких. Они ведь тоже не знают. До них ведь также нельзя донести все свои сокровенные чувства и мысли. Это похоже на то, как магнитофонная запись меняет звук голоса – любя попытка рассказать другому человеку о состоянии своей души приводит к искажениям.
Во всех этих рассуждениях легко расслышать Тютчева: «мысль изреченная есть ложь». Однако в «+1» эта широко известная сентенция получает новый, особый смысл. Признание об «изреченной лжи» мы получаем от человека, который специализируется на том, чтобы донести до нас своих сокровенных мыслей, облечь в слова свои тайные чувства и сделать неформулируемое формулируемым. От обладателя фирменным рецептом театральной искренности, который рассказывает нам о себе таким образом, что мы, как в зеркале, видим на сцене свое отражение. И тут он прямо нам заявляет, что все то, о чем он рассказывал нам, в ничтожно малой степени соответствует его настоящим переживаниям. А про самое подлинное и реальное он не сумеет рассказать, так как при всем своем благополучии он безнадежно одинок. Он не может ощутить себя частью всего человечества. И он всегда +1 к человечеству.
Честно могу сказать – именно эти исповедальные куски мне понравились в спектакле больше всего. Но выдержать без малого два часа этого действа, основанного на не совсем оригинальной, но прочувствованной мысли, было невозможно. И поэтому Гришковец часто сбивается с исповедальной ноты на более привычные наблюдения над жизнью и за окружающими его людьми.
Представление разбавляется вставной интермедией о родине (герой Гришковца в скафандре и с маленьким триколором в руке комично и искренне делает признание в любви к родине с красной планеты Марс: «Уж здесь-то, на Марсе, никто не обвинит меня в красном патриотизме»). Евгений организует целый аттракцион с пересказом Всемирной истории (при этом в качестве хронологической линейки применен бытовой сантиметр). Он подвергает критике теорию Дарвина и делится своими мыслями по поводу Эдема, который представлен в талантливой сценографии от Ларисы Ломакиной в образе красивого павильонного лужка, где обычно снимают «Голубой огонек».
Эти скетчи и юморески позволяют еще раз понять, почему же ТВ и шоу-бизнес так активно старались присвоить себе нашего Гришковца. В природе его таланта есть что-то роднящее его с масскультом и, одновременно, противопоставляющего важным тенденциям современного искусства. Евгений Гришковец не боится быть ироничным (без этого никуда), а также по-эстрадному юморным, сентиментальным, гуманистичным и даже патриотичным. Он переживает за традиционные ценности, которые были поставлены под сомнение современным артхаусом, не избегает излюбленных масскультом банальностей, в случае, если банальность соответствует истине. По сути, он на самом деле посредник между миром высокой культуры и обычными людьми, которые знают об этом мире только понаслышке, но которые любят рассказы про подвиги, возвышенную любовь и забавные случаи из жизни.
Это почетная, но и опасная миссия. Не успеешь оглянуться, как можешь превратиться из художника в часть развлекательной индустрии. Сходив на «+1», в очередной раз убеждаешься, что Гришковец входит в пространство масскульта только какой-то своей частью. А большая часть все-таки туда не вовлечена. Он все тот же тонкий, склонный к рефлексии человек, который твердо помнит, с чего начинается родина, но при этом не уверенный в очертаниях своей собственной личности. Он многое знает точно, но в кое-чем по-прежнему сомневается. И, следовательно, все еще существует в искусстве.

Москва, Страстной бульвар, д. 8 «А». Метро Пушкинская
ТЦ СТД РФ (ВТО) «На Страстном» расположен в соседстве с главным зданием Союза театральных деятелей. Это по-настоящему уникальная сценическая площадка. Это первая открытая сцена в столице, о необходимости которой давно говорили в театральных кругах. Тут отсутствует постоянная труппа, и нет жесткой репертуарной политики. При этом есть культурная политика: ТЦ «На Страстном» - это некоммерческая площадка, которая открыта для проектов режиссеров абсолютно разных художественных направлений, а также для независимых театральных групп. Самые неожиданные предложения и идеи, молодые режиссеры, креативные проекты – это и есть главный смысл деятельности ТЦ.
Цель и задача Центра – сохранение и восстановление единого театрального пространства страны, помощь и содействие талантливым людям и укрепление престижа сценического искусства в обществе.
Билеты в ТЦ «На Страстном» можно заказать по телефонам, указанным на сайте.
 

 

 
© 2008-2010
Консультации по телефону: (495) 508 41 55